Поиск:
11:37, 27 июля 2017, четверг
Версия для слабовидящих

Советы родителям

Советы родителям от Юлии Борисовны Гиппенрейтер

Ю.Б. Гиппенрейтер психолог, профессор кафедры общей психологии факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, автор книги "Общаться с ребенком как?"

Безусловно, понимать ребёнка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.

Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

Недовольства действиями ребёнка не должно быть систематическими, иначе оно перерастёт в непринятие его.

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой всё в порядке! Ты, конечно, справишься!».

Если ребёнку трудно, и он готов принять помощь, обязательно помогите ему. При этом:

  1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте сделать ему самому.
  2. По мере освоения ребёнком новых действий постепенно передавайте их ему.

Личность и способности ребёнка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.

Позволяйте вашему ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».

Активно слушать ребёнка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Если ребёнок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

Когда вы говорите о своих чувствах ребёнку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите О СЕБЕ, О СВОЁМ переживании, а не о нём, не о его поведении.

Не требуйте от ребёнка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка.

Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребёнка.

Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.

  • Правило первое

Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка.

  • Правило второе

Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

  • Правило третье

Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.

  • Правило четвёртое

Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.

  • Правило пятое

Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. Правило шестое

Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Потребности человека, в том числе ребёнка.

Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех – в делах, в учёбе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребёнок постоянно ищет и даже борется за него.

Чтобы не допускать глубокого разлада ребёнка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности. Давайте, ещё раз посмотрим, как мы можем это делать.

  1. Безусловно принимать его.
  2. Активно слушать его переживания и потребности.
  3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
  4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
  5. Помогать, когда просит.
  6. Поддерживать успехи.
  7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
  8. Конструктивно разрешать конфликты.
  9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например:
    Мне хорошо с тобой.
    Я рада тебя видеть.
    Хорошо, что ты пришёл.
    Мне нравится, как ты… 
    Я по тебе соскучилась.
    Давай (посидим, поделаем…) вместе.
    Ты, конечно, справишься.
    Как хорошо, что ты у нас есть.
    Ты мой хороший.
  10. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.

УДАЧИ ВАМ И ДУШЕВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ!

© 2002 - 2017 Администрация г.Екатеринбурга
© 2002 - 2017 Официальный портал г.Екатеринбурга

Главные новости города